Закон о правилах государственного и муниципального надзора принят в первом чтении
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, разграничивающий понятия и принципы государственного (федерального и регионального), а также муниципального надзора и контроля. Как рассказал первый замруководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, председатель высшего совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Виктор Кидяев.
Законопроект предусматривает, что виды государственного и муниципального контроля (надзора) устанавливаются только федеральными законами. Не допускается дублирование полномочий контрольно-надзорных органов в отношении одних и тех же объектов. Предусмотрены ситуации, когда допускается замена государственного контроля независимой оценкой или освобождение от контрольно-надзорных мероприятий (например, в случае страхования рисков).
"Есть очень важный момент. В законопроекте оговаривается ведение единого реестра контрольно-надзорных мероприятий, общедоступные сведения которого размещаются в сети интернет. Оператором реестра является Генеральная прокуратура. Не допускается проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в этом реестре отсутствует", - рассказал депутат.
Законопроект уделяет большое внимание применению современных информационных технологий для упрощения процесса. Предусмотрено оповещение контролируемых лиц при помощи виртуальных "личных кабинетов", портала "Госуслуги", электронных средств связи. Гражданин вправе выбрать, направлять и получать документы в электронном виде или на бумажном носителе.
Объекты контроля будут распределяться по шести категориям риска причинения вреда: от чрезвычайно высокого до низкого. Условия, виды контрольных мероприятий и частота их проведения выбираются в зависимости от категории проверяемого объекта. На объектах с чрезвычайно высоким риском проводится 1-2 плановых контроля в год, при значительном риске – один раз в 2-4 года, при среднем или умеренном риске – один раз в 3- 6 лет. Виды и содержание внеплановых контрольно-надзорных мероприятий также определяются соразмерно рискам причинения вреда.
Поводом для открытия контрольно-надзорного производства являются сведения о причинении или угрозе причинения ущерба. Эти сведения могут быть обнаружены самим инспектором, либо получены от граждан, организаций или СМИ.
По словам Кидяева, разработка законопроекта потребовалась в связи с накоплением в российском законодательстве слишком объемной и сложной нормативной базы по контрольно-надзорным мероприятиям. Существует более двухсот видов государственного контроля только на федеральном уровне, а всего, по данным разработчиков законопроекта, в России действует свыше девяти тысяч нормативных актов с различными требованиями к субъектам контроля.
"Законопроект предлагает 14 видов регионального государственного контроля в таких сферах как перевозка пассажиров, эксплуатация непромышленной техники, регулирование цен и тарифов, жилье и долевое строительство и так далее. Также предусмотрено пять видов муниципального контроля, включающие земельный, лесной, торговый, в сфере благоустройства и дорог местного значения", - рассказал он.