Республика Марий Эл
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Виктор Кидяев:В России нужно менять подход к содержанию местных дорожных сетей

11 декабря 2017, 17:59

Вопрос содержания дорожной сети в российских поселениях можно эффективно решать, если увеличить наполнение муниципальных бюджетов или сократить  их расходы на строительство, например – предоставить доступ к месторождениям природных стройматериалов: песку, глине, щебню, считает первый замглавы фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Виктор Кидяев.

Об этом он рассказал в понедельник, 11 декабря, на круглом столе «Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания», который провёл комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Кидяев отметил, что при той цене на строительство километра асфальтированной дороги, которую называют эксперты, - в среднем по России это 59 миллионов рублей - для многих российских муниципалитетов содержание, текущий ремонт и  реконструкция дорог уже являются крайне сложными, не говоря о прокладке новых.

«Вопрос для муниципалитетов очень затратный как по финансам, так и по кадровому обеспечению. Содержание местной дорожной сети требует и знания дорожного хозяйства, и работы с госзакупками, и координации с регионом, который порой тоже получает на региональные дороги 15% от потребности. Сколько в таких условиях может построить дорог муниципалитет, у которого бюджет менее ста миллионов рублей?» - сказал депутат.

Он также напомнил, что надзорные органы требуют исполнения дорожных нормативов, создавая абсурдные ситуации. Так, Еланцинское сельское поселение в Иркутской области при бюджете 16 млн рублей по решению суда должно построить и отремонтировать 100 километров дорог. А Онгурёнское сельское поселение прославилось на всю страну, когда ГИБДД обязало администрацию установить перед школой знаки, «лежачего полицейского» и «зебру» по нормативам.

«Там три деревни, 500 жителей, 50 автомобилей. И теперь есть своя достопримечательность: на тропинке, которая ведет к школе, вкопаны два дорожных знака. «Зебру» на земле не удалось нарисовать, возможно – главу поселения попытаются еще и наказать за недоработку», - рассказал Кидяев.

В целом, небольшим муниципалитетам денег хватает только на «ямочный» ремонт и точечное благоустройство. Немного лучше ситуация там, где регионы увеличивают муниципальную долю в сборах на дорожные фонды. Например,  в Забайкальском крае, Тульской и Сахалинской областях выделяют по 20% с акцизов на нефтепродукты.

Выход на местах находят в передаче полномочий на районный уровень, позволяющей укрупнять средства. Республика Крым, глядя на коллег, рассматривает возможность совсем изъять дорожные полномочия из ответственности сельских поселений. В некоторых субъектах принимают отдельные региональные программы: в Новосибирской и Иркутской областях, в Пермском крае и ряде других.

«Объективно оценивая возможности небольших поселений, мы предлагаем вернуться к вопросу о наделении муниципалитетов правом на добычу песка, глины и щебня в целях дорожного строительства и ремонта. Это сократит затраты местных бюджетов на исполнение дорожных полномочий. Как представитель Общероссийского конгресса муниципальных образований, я выражаю сейчас не свое видение, а озвучиваю поступающие просьбы от советов муниципальных образований», - сказал Виктор Кидяев.

Кстати, в 2017 году на содержание, ремонт и строительство дорог в Марий Эл потрачено более двух миллиардов рублей. Таковы финансовые итоги активного дорожно-строительного сезона в республике.  Наибольшее внимание дорожники уделили самым загруженным и разрушенным участкам дорог Марий Эл. Это дороги Кокшайск – Красногорский, Йошкар-Ола –Козьмодемьянск, Йошкар-Ола-Санчурск, Звенигово-Шелангер-Морки Звенигово-Помары.  В шести районах республики близится к своему завершению кампания по строительству дорог по федерально-целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Это шесть дорог общей протяженностью более тринадцати километров, затрачено на которые порядка  233 миллионов рублей консолидированного бюджета. Еще 275 миллионов рублей потрачено в республике на ремонт улично-дорожной сети муниципальных образований. В следующем сезоне будет продолжена реализация федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий».

Общественная приемная