В рамках открытого диалога депутаты «Единой России» обсудили с министром актуальные проблемы организации транспортного обслуживания населения республики
Открывая встречу, и.о. Председателя Государственного Собрания Владимир Мухин, руководитель фракции, подчеркнул актуальность предложенной для обсуждения темы как для жителей столицы, так и районов Марий Эл. К депутатам от избирателей поступает немало обращений по вопросам качества оказываемых транспортных услуг, изменения маршрутов, транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры и т.д. Владимир Иванович выразил уверенность в том, что открытый диалог с министром и его командой на часть вопросов даст ответы, а также обозначит проблемы, которые требуют решения, в том числе и нормативно-правового характера.
Александр Герасименко подробно проинформировал депутатов законодательного органа и приглашенных о ходе реализации в регионе транспортной реформы.
Основными ее целями руководитель ведомства назвал: совершенствование транспортной инфраструктуры, создание сбалансированной маршрутной сети, обновление подвижного состава, обеспечение качественной и безопасной перевозки пассажиров, повышение информированности населения через мобильные приложения, использование цифровых технологий в работе транспорта, усиление контроля за работой перевозчиков.
Александр Анатольевич отметил, что на сегодняшний день разработана комплексная транспортная схема – новая маршрутная сеть муниципального и межмуниципального транспорта, срок введения которой – 2022-2024 годы. Она исключает задублированность маршрутов, предполагает приоритет муниципальному троллейбусному транспорту, изменение класса подвижного состава автобусов с малого на средний, продление режима работы общественного транспорта до 23 часов, учет перспективы развития столичной агломерации и др.
В настоящее время по семи новым маршрутам по нерегулируемым тарифам объявлены конкурсные процедуры. Эти маршруты свяжут, к примеру, автовокзал и сады "Ветеран", Медведево и Семеновку, Туруново и ул. Я. Крастыня. Кроме того, устанавливаются 7 новых маршрутов по регулируемым тарифам, с объемом финансирования за счет средств республиканского бюджета 31,3 млн рублей.
Обновлен подвижной состав: в 2021 году приобретено 10 троллейбусов, в 2023 году – 50 автобусов среднего класса. В 2024-2025 годах планируется приобретение 5 троллейбусов с возможностью работы на автономном ходу. Подготовлены и направлены заявки на приобретение еще 50 автобусов и 50 троллейбусов.
В ходе проводимой реформы для перевозчиков в 2021 году введена обязанность по предоставлению права пассажирам оплачивать свой проезд безналичным способом. За неисполнение данной обязанности предусмотрена ответственность вплоть до прекращения действия свидетельств и карт маршрутов. Со СберТройкой прорабатывается вопрос внедрения транспортных карт, карт жителя Республики Марий Эл, возможность оплаты проезда через приложения, установка дополнительных датчиков учета пассажиров, видеокамер в салонах транспортных средств.
В Йошкар-Оле с опережением сроков введен новый автовокзал, с которого ежедневно отправляются 258 автобусов по 65 маршрутам.
Эксплуатацию информационной системы "Управление транспортом" осуществляет ГКУ "Управление транспортом". Созданная в 2021 году структура обеспечивает оперативное управление движением, контролирует выполнение обязательств перевозчиков, мониторит их работу, пассажиропоток, оперативно реагирует на сигналы водителей транспортных средств, информирует о ДТП и изменениях дорожной обстановки и т.д.
Говоря об основных проблемах, с которыми министерство столкнулось в ходе реализации транспортной реформы, Александр Герасименко отметил противодействие со стороны частных перевозчиков: отказ в предоставлении возможности безналичной оплаты проезда, оспаривание в судах нормативных правовых актов, отказ подключиться к АИС "Управление транспортом". Так, на сегодня из 30 перевозчиков к АИС подключено 25. В прошлом году по результатам рейдовых мероприятий аннулировано 18 свидетельств на право обслуживания маршрутов в связи с неосуществлением ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Среди других проблем Александр Анатольевич назвал нерентабельность ряда маршрутов, в связи с чем перевозчики отказываются от них или сокращают количество рейсов. Часть маршрутов невозможно пока запустить, так как нет дорог или необходим их ремонт.
При этом глава ведомства подчеркнул, что транспортные маршруты и количество подвижного состава будут корректироваться в зависимости от пассажиропотока.
Во второй части встречи министр транспорта и дорожного хозяйства и его заместители ответили на многочисленные вопросы депутатов.
Касались они как развития транспортной сети в целом, так и конкретных транспортных маршрутов и отдельных обращений граждан.
Парламентариев, в частности, интересовало, как будет организована перевозка граждан в садоводческие товарищества, будут ли переданы полномочия по организации регулярных перевозок от муниципальных районов к республиканским органам госвласти, возможно ли субсидирование убыточных и социально значимых маршрутов.
Представители министерства детально прокомментировали новые маршруты, отметив, что часть из них заменит и продлит уже существующие. Поступившие от участников встречи предложения по их изменению, в частности, о чем спрашивал член фракции Павлов А.В. с учетом передвижения учащихся образовательных организаций, расположения поликлиник и больниц будут проанализированы.
Вопрос о транспортном обслуживании жителей микрорайона 9В г. Йошкар-Олыподнял член фракции Пейсахович Г.Е.Былоотмечено, что после завершения ремонта и строительства дорог по улицам Некрасова и Чернякова микрорайон будет полностью закольцован, как и планировалось. 21-й маршрут продлить нельзя, так как он подпадет под категорию межмуниципального.
Дубки и Ремзавод свяжет маршрут 40П. Вопрос должен быть решен до конца июня. По обеспечению жителей пос. Нолька состоится совещание с участием перевозчика по доработке расписания и изменения подвижного состава. После приобретения 5 троллейбусов на автономном ходу помогут решить проблему транспортного обеспечения жителей микрорайона Ширяйково.
Особо стоит выделить вопросы, связанные с межмуниципальным сообщением. Как говорили депутаты, порой жителям сел и деревень до районных центров и Йошкар-Олы без пересадок не добраться. Нередко по таким маршрутам курсируют автобусы малого класса или количество рейсов не соответствует потребности. Модернизации и строительства требуют и районные автостанции.
В проработке нуждается и вопрос межрегионального транспортного сообщения. К примеру, члены фракции Атласкина Л.А. и Родионов М.Ю. предложили увеличить количество рейсов "Козьмодемьянск – Чебоксары – Йошкар-Ола".
Безусловно, не обошлось и без вопросов, касающихся ремонта дорог, в том числе по которым проходят школьные маршруты, освещенности магистралей и транспортных развязок, использования двуязычных дорожных указателей.
В завершение Заместитель Председателя Государственного Собрания Лариса Яковлева от имени всех депутатов поблагодарила министра транспорта и дорожного хозяйства Александра Герасименко за содержательный доклад и обстоятельные ответы на все вопросы, за ту огромную работу, которая была проведена всей его командой в последнее время.
Александр Анатольевич в свою очередь подчеркнул готовность к рассмотрению предложений депутатов по всем вопросам, находящимся в ведении министерства.